ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 

В КАЗАЧЬИХ СЕМЬЯХ.

Матюхина Е.А.
Смоленский областной казачий институт промышленных технологий и бизнеса (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», сотник Вяземского хуторского казачьего общества СОКО ВКО «ЦКВ»
  

  С недавнего времени в России возрос интерес к казачеству, к его роли в воспитании молодёжи. Много говорится о военно-патриотическом воспитании молодёжи на основе казачьих традиций в кадетских корпусах, классах, в целом в обществе. В этом видится явный знак роста национального самосознания, возрождения интереса к истории, духовного подъёма общества. Одновременно с этим мы видим и небывалую активизацию разрушительных сил, действующих на мировой арене против России, её населения и человечества в целом. Наиболее опасны, с моей точки зрения, война этих «сил» против семьи, ведь если разрушить семью, то разрушится и всё общество. Мы видим, как подрываются самые основы семейной жизни через пропаганду разврата, открытости обсуждения интимных тем, жёсткое лоббирование защиты прав так называемых «ЛГБТ-сообществ», когда содомские грехи навязываются детям с 

детского сада; защиту аборта – права на убийство ребёнка; извращение роли женщины и мужчины в семье. В итоге, люди, воспитанные под влиянием современной пропаганды, зачастую не способны к нормальной семейной жизни, и мы имеем, как минимум 50% разводов. А ведь основное воспитание человек получает именно в семье!

      Вот и сегодня я хочу поговорить о воспитании детей в казачьих семьях.
     «Духовно-нравственное воспитание человека начинается с раннего возраста в семье. Именно в окружении родных человек учится познавать Бога, мир, совершает поступки, опираясь на полученные в семье знания и опыт. Колоссальный опыт воспитания подрастающего поколения бережно сохранило и донесло до наших дней православное казачество» (4, 197).

      Когда мы говорим о воспитании, мы должны чётко осознавать цель и задачи воспитания. Поговорим о том, как на этот вопрос смотрели казаки.

казачество, воспитание, патриотизм

    Проф. Т.Б. Берсиров, исследуя педагогические взгляды кубанских казаков, пишет: «Основную цель в воспитании молодого поколения казаки видели в формировании физически развитого воина-патриота, защитника Отечества. Эта цель позволяла решать адекватные ей задачи:
   - приобщение личности молодого казака к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и казачьей культуры;
   - раскрытие общечеловеческих моральных норм (доброты, взаимопонимания, сочувствия, верности т.д.) на конкретных примерах из истории и быта казачества, в том числе и собственной семьи;
    - формирование и развитие чувства патриотизма в единстве общечеловеческих и этнических ценностей; воспитание уважения к России и малой родине; стремления к сохранению и развитию славы и богатства Отечества;
    - формирование отношения к общефизической и военно-прикладной 

подготовке как к социально и личностно значимой потребности и факту, обеспечивающему благополучие как самого казака, так и … казачьего войска» (1).

   Святейший Патриарх Кирилл, отвечая на вопрос, что же такое казачество, сказал: «Это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни (выделено автором)…» (3, 5). Но что же лежало в основе, в самом сердце, образа жизни и системы воспитания казака? «Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству» (3, 6). «Православная вера является не только мировоззренческим стержнем казачества, но и его нравственной, духовной основой» (4, 197). Вера была крепким фундаментом, на котором зиждилось всё здание. Именно она позволяла казаку преодолевать все трудности жизни, с которыми он сталкивался.

    Ещё одной целью является воспитание казака хорошим семьянином, чтобы не оборвался его род, чтобы он мог и сам потом воспитать новое добродетельное поколение. Здесь тоже ведущую роль играет православная вера, которая призывает людей к целомудрию; запрещает убийство своих детей (т.н. аборты); учит, что брак соединяет людей навсегда: одного мужа, и одну жену, а в воспитании детей основной заботой должна быть их вера. 

   «Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определяла основные направления воспитания молодых казаков и служила в дальнейшем их «символом веры» на протяжении всей жизни» (1). И совсем не зря вера стоит в этой формуле на первом месте.

   В наше время цели и задачи воспитания принципиально не изменились. Только знаменитая формула звучит теперь иначе, так как 

так как царя в России больше нет: «За Веру, Соборность, Отечество», а иногда «За Веру, Единство, Отечество». Как видно, на второе место, казаки теперь ставят преодоление внутренних разногласий.
    Итак, главной задачей воспитания казака является «формирование личности, способной служению высоким духовным идеалам, жертвенности, проявлению бескорыстной любви к своей Родине» (2). Духовные идеалы казака сформулированы в Евангелиях. Именно они позволяли ему проявлять и жертвенность, и любовь к Родине.
 

    Человек на войне без крепкой почвы православной веры либо ломается, либо становится жестоким и равнодушным к смерти наёмником. Казаки же всегда являли собой образец незлобия, великодушия, и в то же время беспримерной храбрости, способности пожертвовать собой.

Казачество, патриотизм, Вязьма
Казачество, патриотизм, Вязьма, Православие

    Без веры невозможно дальнейшее воспитание казака. Иначе - это будет только внешняя пародия в красивой форме, легко увлекаемая всеми стихиями мира. Человек, обученный физически, но без веры, опасен. Он готов принять любую чуждую идеологию, чего особенно следует опасаться в наше время – время глобализации. Примеры поднимающих головы идеологий с приставкой «нео», рождённых на Западе для развала славянских государств, явно показывают нам, как важно иметь твёрдую веру и знать историю хотя бы своей страны. Тогда бы ни неонацизм, ни неоязычество не смогли развратить нашу молодёжь.
    Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал: «Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке… Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это 

Казачество, воспитание, патриотизм

свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, то это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми». (3, 6).

     Воспитание не может быть чисто теоретическим. Необходим и поступок, и пример. А кто является жизненным ориентиром для ребёнка, как ни его родители. Педагоги говорят, что основное воспитание ребёнка происходит до семи лет, это возраст, когда дитя преимущественно находится с родителями. В общественные организации он попадает гораздо позже, когда воспитать уже невозможно, можно лишь немного «подправить» то, что было заложено ранее, в семье. Итак, если мы хотим воспитать казака (или казачку), мы и сами должны быть казаками (казачками). Наши слова не должны расходиться с делом – эту аксиому воспитательного процесса знает каждый.

Казачество, воспитание, поколения казаков, православие

   В связи с вышесказанным основная проблема воспитания детей в современной казачьей семье  видится в отрыве от корней. Нарушена связь поколений. У нас нет стариков, дедов, которые переняли бы живую традицию от своих дедов. Наши современные старики сами вступили в казачество на заре его возрождения, мало кто из тех, первых казаков, остался в обществе до сих пор. О казачьих традициях нам приходится узнавать из книг, редко от казаков, проживающих в традиционных местах или побывавших там и пообщавшихся с теми, кто является живым носителем традиции. 

      В уставе каждого казачьего общества отмечено, что одной из целей его создания является «возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций российского казачества» (5, 2). Однако среди множества ежедневных забот эта цель зачастую уходит на последний план. Необходимо не забывать об этом, чтобы через форму, в которую за века облеклись казачьи традиции, мы пришли к пониманию их духовного содержания. Только  если мы будем оставаться казаками не

только на Кругах, сходах и общественных мероприятиях, но и в семье, в частности, в отношениях со своими детьми, задача возрождения и сохранения традиций будет исполнена. Недаром ведь наши мудрые предки говорили: «Казаком нужно родиться. Казаком нужно стать. Казаком нужно быть». Нашему поколению придётся возрастать в казачестве вместе со своими детьми, учиться этому вместе.
Вот почему так важны подобные мероприятия как сегодняшний форум, например. Наше желание быть казаками, помощь казаков, перенявших живую традицию от своих дедов, изучение традиций и применение их в семье на основе твёрдого стержня православной веры помогут в становлении казачества в местах его нетрадиционного проживания.

Вяземский хутор, казаки, семья, Православие

Список литературы:


1.    Берсиров Т.Б. Особенности патриотического воспитания казачьей молодёжи. Кубанское казачье войско: http://www.slavakubani.ru/military-service/patriotic-education/detail.php?ID=3132  5.11.2015
2.    Дзюбан В.В. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодёжи. Вестник КГУ им. Некрасова № 2, 2012 – с.60
3.    «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». Материалы к IV международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». — М.: Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством; УКИНО «Духовное преображение», 2014. — 104 с.
4.    Монахиня Василия (Канатникова) «Духовно-нравственное воспитание в казачьих семьях». XXI Международные образовательные Рождественские чтения «Традиционные ценности и современный мир»: Материалы третьей международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». Москва, 2013. – с. 196 – 199
5.    Устав Вяземского хуторского казачьего общества, 2016.

 

© Материалы Региональной конференции "Соработничество церкви и казачества во благо Отечества". Смоленский областной казачий институт промышленных технологий и бизнеса. г. Вязьма, 2015 г.