КАЗАЧИЙ АТАМАН.

Ефимов Николай Михайлович
Походный атаман ВСКО Старший урядник, 
студент 1 курса заочного отделения ФГБОУ ВПО "МГУТУ им. К.Г. Разумовского" в городе Вязьма Смоленской обл.

    В многовековой истории Российского казачества есть слово, вобравшее в себя многие понятия и значения. Более того, оно стало одним из определяющих символов казачества. Это слово – АТАМАН.
Слово «атаман» переводится с древнетюркского буквально как «отец мужчин». То есть «ата» - отец, «ман» - мужчина. Термин этот существует издревле и знаком практически всем сейчас. Слово созвучно не только термину военного вождя, но и главы гражданской администрации на территории заселённой казаками.

Долгое время в России древние корни слова атаман искали среди англосаксонской и немецкой терминологии. Считалось, что именно оттуда этот термин («гетман») пришёл в украинское (Запорожское) казачество, а затем  распространился среди донского и иного казачества. Но сейчас  убедительно доказано,  что  слово «АТАМАН» имеет древние степные корни.

Атаман Иван Сирко

   Традиционно из глубины веков в атаманской должности скрещивались две составляющие: военно-административные и командные. Обе были направлены на сохранение казачьей общины в военное и мирное время. Интересен тот факт, что  в древности походом мог руководить не обязательно атаман, а казак, которого Круг (общее собрание) выбирал на эту должность. Такой избранный военным вождём казак назывался Походный атаман. В современной России это административная должность в первичной казачьей организации (станичное, городское, хуторское казачье общество). На время похода он был непререкаемым вожаком, ослушание которого грозило смертью. Атаман же оставался в станице и продолжал руководить оставшимися членами казачьей общины. Походный атаман на Круге подбирал себе есаулов, сотников, десятников. По окончании похода все выборные командиры слагали с себя полномочия. Существует поверие, что военный вождь казаков, который после похода никак не мог перейти к мирной жизни  получал прозвище Волчий атаман. Как правило, он заканчивал плохо. Чтобы избежать лишних осложнений в казачьем поселении, его убивали.

    Хотелось бы рассмотреть ещё одну старинную, казачью должность Кошевого атамана. Дабы не  

Краснощёков - кошевой атаман казачьих полков

уходить  в сторону  от темы не буду рассматривать происхождение этого слова и должность в Запорожском казачестве. Остановлюсь только на обязанностях и правах этого должностного лица в большинстве древних казачьих войск. Эту должность казак получал также на Круге и исполнял обязанности в походных условиях. В обязанности кошевого атамана входило накормить людей, коней и прочих. Обеспечить их временным ночлегом, обеспечить охранение лагеря, выпас коней и скота. По возможности заменить неисправное оружие, обеспечить боекомплектом и т.д. На время отдыха походный атаман передавал полномочия кошевому атаману. В современном казачьем обществе это административная должность вроде старшины роты.

   Не совсем обычная для современного человека временная, назначаемая атаманом первичной казачьей организации должность Гулевого атамана. Назначается гулевой атаман при проведении массового гуляния казаков, сопровождающегося застольем. Гулевой атаман должен вести праздничное застолье, руководить очерёдностью выступлений, тостов, здравниц, речей. Следить, что бы никто из

Кошевой атаман

гуляющих не переходил рамок приличия. По окончанию застолья обеспечивал убытие всех по домам и привидение в надлежащее состояние места массового гуляния. Гулевой атаман выбирал себе помощников, приставов,  по необходимости. Эта казачья должность спустя века мало, чем изменилась.
     В древности атаман был исполнителем воли Круга. До сих пор при выборе атамана старик казачьей общины порет атамана нагайкой со словами: «Из казаков вышел, в казаки вернешься». Начиная с Петра первого, войсковых атаманов Круг не выбирал. Волею императора Войсковой атаман назначался. Это явление получило название Наказного атамана. С 1838 года, после передачи управление казачьими войсками  Военному министерству, оно стало назначать атаманов отделов и округов. Такой порядок просуществовал вплоть до 1917 года. Российские императоры понимали, что

Гулевой атаман

перегибать палку с казачеством опасно. Тому в истории много примеров: Кондратий Булавин, Емельян Пугачёв, Степан Разин. Но и лишать себя столь необходимых, опытных, неустрашимых и верных воинов не могли. С 1827 года Верховным атаманом всех казачьих войск становится наследник престола Российского. Первым Верховным атаманом стал будущий император Александр второй, последним царевич Алексей сын императора Николая второго.
    То, что атаманы казаков люди весьма неординарные показала вся Российская история. Не обязательно эти люди были со знаком плюс. Время покажет кто из них совершил свои деяния и какой эффект произведён. Находясь в 21 веке многие события мы ещё не можем причислить к плюсовым или минусовым. Время покажет
    Но почему атаманы столь неординарны? Предлагаю совершить небольшой экскурс в историю, на эту тему и попытаться установить причину.
     Из известной нам истории, которая подтверждается многими исследователями, в период татаро-монгольского  ига, казачьи общины Дона не были ещё организованны в многочисленные сообщества. И поэтому в атаманы этого исторического периода выходили наиболее удалые представители небольших казачьих общин. За свои личные боевые и организаторские заслуги. Но в период 15-16 веков мелкие казачьи объединения стали объединяться в крупные отряды. Такие объединения стали называться войсками. Пример тому Войско Донское. Это обусловлено сложившимся тогда положением. Чтобы успешно противостоять ударной мощи сопредельных кочевых народов. 
     Крупное казачье сообщество Войско управлялось Войсковым Кругом, где обеспечивалось представительство всех казачьих общин. На Войсковом Круге выбирался  Войсковой атаман. Круг получил своё название оттого, что на этих собраниях казаки становились кругом без шапок и стоя, из уважения к происходящему. Выборы происходили ежегодно, и решение принималось большинством голосов. В помощь Войсковому атаману  избирались два войсковых есаула и войсковой писарь. Атаман был полностью подчинен Кругу и за своевольное решение мог лишиться жизни. Войсковой атаман обыкновенно докладывал Кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения Круга. Атаман выходил с есаулами на середину Круга и излагал дела, но это не было его личным правом, любой казак мог выйти и предложить свои вопросы для рассмотрения Круга. Голос атамана был равен голосу любого казака. Он имел лишь вес от личного авторитета, уважения и доблести. Сложив с себя полномочия, Войсковой атаман вставал в ряды простых казаков. Выбранный атаман принимал особые символы атаманской власти пернач и насеку. 
       Со временем должность есаула преобразилась в казачий чин «есаул».
      Аналогично проходили Круги и в городках, станицах, хуторах. Но не только своих начальников казаки величали атаманами, так назывались любые доблестные казаки, выделяющиеся удалью и отвагой. Атаманы – это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое, право называться Атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и отвагой. Много сохранилось с того времени обращений «атаманы – молодцы», «из рядовичей в атаманы выходят», «крепись казак, атаманом будешь». 
     Но со временем дело изменилось, возникло целое правящее сословие атаманов, резко отделившееся от простых казаков. Слово атаман постепенно вытесняется словом старшина. Впервые упоминается название старшина в 1649 году. Затем войсковая старшина преобразовалось в чин «войсковой старшина». 
      С 18 века войсковые атаманы, а с 19 века и отдельские, окружные атаманы стали назначаться. Со второй половины 18 века запрещено было Войску назначать и снимать войсковую старшину без ведения военной коллегии. Постепенно атаманы и ведомые ими казаки стали всё более и более врастать в военную систему царской России и благодаря своим военным дарованиям доблести и преданности занимать особое привилегированное положение. Постепенно сложилась определённая военная система казаков, переросшая в военное сословие, просуществовавшее до 1917 года.
  На протяжении нескольких веков сохранялся особый православно-военный дух казаков, несмотря на сильнейшее вмешательство правящей руки Москвы. Молодцевато, смело, талантливо, казаки и их атаманы пронесли своё неповторимое искусство ведения военных действий на все войны, которые вела Россия начиная с 16 века.
    Целая доблестная плеяда казачьих атаманов оставила след в истории России, о них народ сложил былины, сказания песни. Только свободная, от рабства среда могла взрастить таких героев и сложить такие прекрасные казачьи песни. 

     Можно конечно далее упомянуть имена знаменитых казаков и атаманов, оставивших след в истории России и сделавших все, что бы она простёрла свои объятия от Балтийского и Черного морей до   Тихого и Северного Ледовитого океанов. Но не ставил я задачу конкретно указать этих людей. Если вас заинтересовал этот вопрос, тогда это послужит темой следующего выступления.
 

 

© Ефимов Н.М. Материалы XI Научно-практической конференции «Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве региона», посвящённой 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина. ФГБОУ ВПО "МГУТУ им. К.Г. Разумовского" в г. Вязьма Смоленской обл. Г. Вязьма. 2011 г. С. 12