Носители культуры вольного казачества - казаки-некрасовцы.

Миненков Анатолий Владимирович
есаул, начальник штаба ВРХКО "Хутор Вяземский"

    Тем, кто хорошо знает историю казачества известно, что её можно условно разделить на две эпохи – вольное и служивое казачество. Вольное казачество не стало служивым в один момент, это был длительный, и порой, трагический период.  С  уверенностью можно сказать лишь,  когда наступил решительный поворот к окончанию казачьей вольницы. По мере укрепления Российского государства правящие самодержцы не могли терпеть в своём государстве людей и тем более целые территории, накоторых кто - то смел, иметь своё, отличное от царского правительства, мнение. В современном мире мы тоже слабо можем представить, что Правительство уважающего себя государства,  будет терпеть незаконную «самостийность». Первым царем, приложившим руку к постановке казаков на службу, был 

Алексей Михайлович Романов. Результатом его деятельности стало приведение казаков Дона к присяге на верность Русскому царю. При нём казаки лишились права внешней политики, обязаны были нести военную службу в Русской армии, появились другие обязанности, но в автономии казаки были самостоятельны. Причём казаки добровольно не хотели терять своих свобод и поплатились за это десятками тысяч жизней. В период приведения к присяге по Дону день и ночь плыли плоты с повешенными казаками для устрашения непокорных. 
    Вторым и решительным моментом приведения казаков к покорности стала эпоха царя Петра Алексеевича Романова (Петр Первый). Азовские походы Петра -   период его обучения военному искусству. Первый поход на Азов закончился полным провалом и почти полным уничтожением армии, большинство потерь случилось не при ведении военных действий, а при зимнем отступлении от Азова до Москвы. Единственную победу принесли Петру Донские казаки, захватив сторожевую башню. Но царь тогда считал, бородатых донцов  неумелыми воинами и не слушал войскового атамана и войсковую старшину. Во втором Азовском походе Пётр учёл ошибки прошлого похода подготовил несколько судов, привёл в порядок русскую армию и  частично изменил своё отношение к казакам,  прислушался к некоторым советам войскового атамана и авторитетного казачества, что сказалось на всей компании, и как, результата Азов был взят и путь к Азовскому морю был отвоеван.  И без того сложные отношения казаков и царя Петра ещё более стали накалятся после выхода 6.07.1707 года Указа о возврате всех беглых с Дона назад. Царь знал о старинном казачьем правиле «С Дона выдачи нет», зачем он дразнил казаков неизвестно, но в скорости вспыхнуло знаменитое восстание Кондратия Булавина. Его не надо считать как классовая борьба народа с самодержавием, это очередная борьба казаков за свои исконные права и свободы. Петр действовал решительно и как всегда беспощадно на Дон были введены регулярные войска, снятые с театра военных действий с Карлом 12,  числом более 20 000 человек. Давним врагам казаков -  калмыкам было разрешено поголовное уничтожение казачьих городков. Далеко не все Донские казаки поддержали Кондратия Булавина, поэтому он просил помощи у Запорожцев. Запорожцы поддержать не захотели, в это время делегация от войска находилась в Москве, и их ждала бы верная смерть. Однако, невзирая на решения большинства,  часть донских и запорожских казаков примкнула к восстанию. Боясь гнева царя,  войсковой атаман, верный самодержцу,  повёл решительные действия против восставших и в одной из битв погиб Кондратий Булавин.  Убив несколько человек, его дочь застрелилась со словами «Смотрите, как погибает вольная казачка». Подошедшие царские войска не столько участвовали в подавлении восставших, сколько проводили карательные операции в казачьих поселениях. 
    В целом неизвестно, как сложилась бы судьба восстания, если бы не тактическая ошибка предводителя восстания Кондратия Булавина, он разделил силы и отправил их в диаметральных направлениях, где две из трёх армий восставших разгромили. Повезло только Игнату Некрасову проводившему рейд на Волге 
     Атаман Игнат Некрасов был вынужден уйти из России, вместе с ним ушли несколько десятков казачьих семей. Чем нам интересны казаки  - некрасовцы, так это тем, что они сохранили до сих пор, потерянную ныне казачью культуру, традиции, быт  вольного казачества допетровской эпохи.  Некрасов написал особую книгу, где собрал свод правил для казаков и казачьей общины, ушедших вместе с ним с территории России. Свод правил помог казакам на чужбине не раствориться в чужеродной культуре, а остаться самобытной этнической группой на протяжении веков. К сожалению, сама книга утеряна, но по устным преданиям старожилов  - некрасовцев некоторые статьи из неё восстановлены. Вот некоторые правила из книги названные «Заветы Игната»:

ЗАВЕТЫ ИГНАТА.

1.    Царизму не покорятся. При царях в Россию не возвращаться
2.    С турками не ссориться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги)
3.    Высшая власть – Казачий круг. Участие с 18 лет
4.    Решения Круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются
5.    Атаман избирается на год. Если провинился – смещается раньше срока
6.    Решения Круга  для всех обязательны. За исполнением решений следят все.
7.    Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош
8.    Кош делится на три части: 1 часть – войско, вооружение. 2 часть – школа, церковь. 3 часть – помощь вдовам, сиротам, старикам и другим нуждающимся
9.    Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть.
10.    Муж жену не обижает. Она с разрешения Круга может покинуть его. А мужа Круг наказывает
11.    Наживать добро члены общины обязаны только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12.    За разбой, грабёж, убийство – по решению Круга – смерть
13.    За разбой и грабёж на войне – по решению Круга – смерть
14.    Шинков, кабаков – в станице не держать
15.    Казакам в солдаты дороги нет
16.    Держать, сохранять слово (самобытную речь). Казаки и дети должны гутарить по – старому
17.    Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает
18.    В посты песен мирских не петь. Можно лишь старины
19.    Без разрешения Круга и  атамана казак из станицы отлучится, не может
20.    Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21.    Личную помощь хранить в тайне
22.    В станице не должно быть нищих
23.    Все казаки держаться истиной – православной старой веры
24.    За убийство казака убийцу живым закапывать в землю
25.    Торговлей в станице не заниматься
26.     Кто торгует на стороне 1/20 прибыли в кош
27.    Молодые почитают старших
28.    Казак должен ходить на Круг после 18 лет. Если не ходит, берут штраф два раза, на третий – секут
29.    Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманам – после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет
30.    За измену мужа ему бьют 100 плетей
31.    За измену жены – закапывают её по шею в землю
32.    За кражу бьют до смерти.
33.    За кражу войскового добра – секут и горячий котёл на голову
34.    Если спутался с турками  - смерть
35.    За измену войску, богохульство – смерть
36.    Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, Круг плетьми накажет
37.    На войне в Русских не стрелять. Против крови не ходить. 
38.    Стоять за малых людей
39.    С Дона выдачи нет
40.    Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет
41.    Если в войске не все в шапках, то в поход идти нельзя
42.    За нарушения заветов Игната атаманом – наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» - высечь его повторно и объявить бунтовщиком
43.    Атаманство может длится лишь 3 срока – власть портит человека
44.    Не держать тюрем
45.    Не выставлять в поход заместителя, а тех кто это делает за деньги – казнить смертью как труса и предателя
46.    Виновность за любое преступление устанавливает Круг
47.    Священника не исполняющего волю Круга – изгнать.

   Анализируя заветы Игната видно, что древние казаки хотели всеми путями оставить чистоту рода казачьего, рода вольного свободного. Ибо казаки не слуги Божьи, а дети Божьи. И как любящий отец Господь прощает нам многое и, не забывая нас, шлёт испытания, проверяя крепка ли наша к нему любовь.

2014 год. XIV Международная научно-практическая конференция "Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве региона" ФГБОУ ВПО "МГУТУ им. К.Г. Разумовского" в г. Вязьма Смоленской области.