Матюхина Екатерина Анатольевна
младший научный сотрудник СОКИПТБ (филиала) ФГБОУ ВО
«МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)»
сотник Вяземского хуторского казачьего общества 
ВКО «Центральное казачье войско»

Статус российского казачества в разные периоды столетия 
1917 – 2017 гг.

г. Вязьма                                                                                                                                                25 ноября 2016 г.

     За прошедшее столетие статус казачества менялся как никогда, иногда за очень короткие промежутки времени. К тому же, зачастую, фактический статус казачества отличался от юридического. Систематизировать эти данные можно различными способами. Я предлагаю выделить следующие этапы в изменении статуса российского казачества с 1917 года:
         1.    Российское казачество с февраля по октябрь 1917 года.
     В Российской Империи XIX века казаки являлись своеобразным военным сословием, полностью подчинённым императорской власти. Войсковые атаманы были наказными (назначались Императором) с правами командующего войсками и губернатора, а верховным атаманом всех казачьих войск становился наследник престола. Окружные атаманы и начальники ставились войсковым атаманом. Атаманы станиц и хуторов по-прежнему избирались на Кругах. Казаки имели некоторые привилегии и некоторые дополнительные повинности.

   После февральской революции, отречения царя и прихода к власти Временного правительства казаки лишились Верховного атамана в лице цесаревича Алексея. Они почти сразу вернулись к древним традициям, и стали избирать войсковых атаманов на Кругах. Казаки Красноярского и Иркутского полков объединились в новое Енисейское войско. Одновременно под воздействием разрушительной пропаганды западных держав, участвовавших в войне, и большевиков усилились разногласия и противоречия между казаками и иногородними (неказачьим населением, проживающим на территории казачьих областей), в среде самих казаков. «Возникли такие специфические явления как казачий сепаратизм и казачий большевизм»(,549). Часть казаков заговорила о создании собственного казачьего государства, а часть выступала за единую Россию под властью большевиков, но большевизм казаки представляли по-своему: возвращение 

казачьих вольностей и равноправия. При этом положение казаков, воевавших на фронтах Первой мировой войны, не изменилось. Казаки остались верны Отечеству, в казачьих частях не было дезертиров.

     2.    Казачество с октября 1917 по 1936 год.
      Октябрьская революция 1917 года внесла существенные изменения в статус казачества. Декретом СНК от 10 (23) ноября 1917 г. были упразднены все сословия. Это означало, что казаки теперь ничем не отличались от других граждан нового советского государства и, юридически, казачество ликвидировалось. Отменялись все сословные привилегии казаков, снимались все специфические повинности, включая обязательную воинскую повинность.
    В разгоревшейся гражданской войне казачество тоже разделилось. Большинство не приняло нового строя, но даже казаки, сохранявшие нейтралитет или присоединившиеся к «красным», вскоре пожалели об этом. 
    Развернулся террор: офицеров, а часто и просто богатых казаков 

расстреливали, убивали священников, разоряли храмы. В ответ повсеместно вспыхивали восстания. Донские казаки провозгласили создание независимого государства, даже утвердили свой герб, гимн и флаг. Был создан Юго-Восточный союз, стремившийся отстоять казачью независимость. 

   Наряду с этим набирал силу и большевистский террор. Его апогеем стала печально известная директива Я.М. Свердлова от 24 января 1919 года «О поголовном истреблении казачества». Уже в марте 1919 года эту директиву признали ошибочной, но машину террора было не так просто остановить. Продолжались поголовные расстрелы и ответные восстания. В апреле 1919 г. на VIII съезде РКП(б) член Донбюро Френкель заявил: «…одним террористическим методом физического уничтожения наибольшего количества казаков, когда нет на Дону ещё железной Советской власти, не пособить, так 

как всех казаков не уничтожишь, а при таких условиях восстания будут продолжаться. Остаётся рядом с этим методом широко применять более радикальные террористические методы… а именно: экспроприация казачества (расказачивание) и массовое переселение их внутрь России с вселением на их место пришлых трудовых элементов» (7,277).

    Постепенно террористические методы смягчаются, но это мало меняет ситуацию в целом. В 1920 г. выходит амнистия для рядовых казаков. Им разрешено служить в Красной армии.
    В апреле  1925 г. была принята резолюция, «осуждающая отход от старинных казачьих обычаев и традиций. К работе в органах советской власти активно привлекались трудовые казаки, что нашло отражение в добавлении к названию Совет рабочих и крестьянских депутатов слова казачьих» (, 293). В 1926 г. кавалеристам-казакам было разрешено носить казачью форму одежды.

       3.    1936 – 1955
     В 1936 году были отменены все ограничения по военной службе для казаков. С этого времени начинают формироваться казачьи кавалерийские части. Затем они преобразуются в казачьи кавалерийские корпуса и дивизии, которые и участвовали в Великой Отечественной войне.
    После войны казаки пользовались большим уважением. Казачьи кавалерийские дивизии сохранились вплоть до 1955 года, когда они были частью расформированы, частью преобразованы в танковые.

      4.    1955 – 80-е – 90-е гг.

      После расформирования казачьих частей, казачество как явление стало постепенно забываться. Оно существовало лишь в качестве культурно-

фольклорного элемента, что проявлялось, например, в возобновлении деятельности Кубанского казачьего хора (с 1969 г.). Организовывались встречи ветеранов. Казаки иногда вспоминались в фильмах и литературных произведениях Шолохова.
      5.    Возрождение.
    Возрождение казачества началось на рубеже 80-х – 90-х годов. Стали создаваться первые казачьи организации в форме общественных объединений. В 1990 году был создан Союз казаков России, что стало важным событием в жизни казачества.

   После развала Советского Союза при Президенте Ельцине вышло несколько законов и подзаконных актов в отношении казачества. В 1992 году Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» казаки были признаны исторически сложившейся культурно-этнической общностью.

16 июля 1992 года вышло Постановление Верховного совета РФ «О реабилитации казачества», которое полностью восстановило казачество в правах и предусматривало введение традиционного самоуправления в местах компактного проживания казаков, восстановление традиционных форм хозяйствования. Правда, механизмы реализации этих законов не были разработаны, и последние не исполнялись. В 1994 году было создано новое «Центральное казачье войско», объединившее потомков репрессированных казаков, оказавшихся в центральной России, и лиц, желающих быть казаками.

     В 1995 году вышел Указ «О государственном реестре казачьих обществ», суть которого сводилась к тому, что государство обещало свою поддержку только тем казачьим обществам, которые зарегистрируются в  государственном реестре казачьих обществ. Это привело к очередному расколу казачества, уже на «реестровых» и «общественных». Однако, поддержка в то время осталась только декларативной, поэтому существенной разницы между ними не было. В 2005 году вышел Федеральный закон «О государственной и иной службе Российского казачества», который, в основном, как и предыдущие законы, более носил декларативный характер. Он определил, казачье общество как некоммерческую организацию, созданную в целях «возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с 

федеральным законодательством. Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы» (3,).

     6.    В 2010 году вновь активно заговорили о казачестве. Вышли поправки в ФЗ «О государственной службе», ряд Указов Президента и Постановлений Правительства, изменивших введённый ещё при Ельцине порядок присвоения чинов, форму одежды, порядок ведения реестра и прочее. Упростили вхождение в реестр, что привело к росту реестровых организаций и количества казаков, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы. В 2012 году была принята Стратегия развития государственной политики в отношении российского казачества до

2020 года. В последнее время решился вопрос со службой казаков в специализированных казачьих частях. Однако порядок получения государственной службы остался сложным, не разработанным до конца, и это привело к тому, что казачество государственной службы так и не получило. 

    Итак, казачье общество имеет такие же права, как и любая другая некоммерческая организация. Правовой статус казачьих обществ устанавливают законы «О некоммерческих организациях» и «О государственной службе российского казачества», а также различные подзаконные акты.
     В целом, на сегодняшний день казачество так и остаётся расколотым, как минимум, на два лагеря: «общественных» и «реестровых». Оба лагеря ставят перед собой примерно одинаковые цели, за исключением стремления последних к получению государственной службы. При этом в последние годы заметно улучшилось взаимодействие казачества с различными государственными и муниципальными органами.

Список источников:


1.    Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»
2.    Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
3.    Федеральный закон «О государственной службе российского казачества»
4.    Постановление Верховного совета РФ «О реабилитации российского казачества»
5.    Указ Президента «О государственном реестре казачьих обществ»
6.    Декрет ВЦИК СНК РСФСР от 10.11.1917 «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=3942#0
7.    Агафонов
8.    Шамбаров