Итоги формирования и перспективы развития Вяземского казачества.

начальник штаба Вяземского хуторского казачьего общества Смоленского отдела Центрального казачьего войска 

есаул Миненков А.В.

 

г.Вязьма                                                                                                                                                             25 ноября 2016 г.

      В 2016 году Вяземские казаки отметили 25 лет со дня регистрации первой казачьей организации в городе Вязьма и в Смоленской области. Однако процесс возрождения казачества в Вязьме начался с марта 1990 года. Не буду сильно останавливаться на вопросах, почему потомки казаков в Вязьме решили возродить казачество, отмечу только то, что эта тенденция возникла на всей территории Советского Союза, и способствовала этому сложившаяся на тот момент культурно-нравственная и политическая обстановка. Многие из присутствующих здесь жили в тот исторический промежуток времени, и я не ставлю целью подробно напоминать  то жуткое по своей сути и революционное время. На фоне общего упадка во всех сферах и жизненных пространствах сработала генетическая память потомков казаков о том, что во все трудные для нашего государства времена представители казачества всегда активно участвовали в историческом процессе. Предки современных казаков находились в самой гуще событий и, зачастую, их участие направляло ход истории в совершенно другое русло. В новейшей истории одним из таких исторических моментов, конечно, является развал Советского Союза. Поэтому ничего удивительного нет в том, что на исторической сцене в этот момент появились казаки. Удивляет другое: несмотря на 70 лет тщательных стараний государственной политики Советского Союза на уничтожение и предание забвению не только представителей казачества,  но и самого этого понятия, казаки появились, казалось бы, ниоткуда. В этом я вижу только промысел Божий. 

традиции казачества, история вяземского казачества

Избрание атамана Западного казачьего округа

С тех дней и до настоящего времени осталось в строю совсем немного казаков. Тем весомей для Вяземского казачества и казачества Смоленской области то, что первый атаман станицы «Вяземская» до сих пор в строю и продолжает активно участвовать в становлении Российского казачества. Конечно, я имею в виду казачьего полковника Александра Ивановича Культяпкина. Сейчас он выбран на второй срок атаманом Смоленского отдельского казачьего общества. Дай Бог ему здоровья и долгих лет жизни для решения существующих проблем возрождённого казачества, а проблем хватает. У самых истоков стояли верные соратники атамана Культяпкина войсковые старшины Клименков Александр Константинович и Заболоцкий Юрий Юрьевич, которые до настоящего времени активно работают и занимают ответственные места в Вяземском казачестве. 

     Можно много рассказать славных дел, которые свершили Вяземские казаки за период своей истории, но хочу остановиться только на итогах проделанной работы.

     Главным итогом считаю, что Вяземское казачество существует и активно работает до настоящего времени. При этом задаёт настрой и вектор работы всему казачеству Смоленской области. Организация сумела в существующий исторический период доказать, что деятельность Вяземских казаков нужна не только органам власти всех уровней, но и простым жителям города и района. Я ещё не могу сказать, что Вяземские казаки нашли свою историческую нишу, этот процесс во многом зависит не столько от желания казаков, сколько от политической воли руководителей страны. Но в   существующем правовом поле нашего государства Вяземское казачество работает одними из первых не только в Смоленской области, но и в Центральном Федеральном округе. Благодаря тому, что Вяземские казаки

История Вяземского казачества

Объединительный Круг Вяземского казачества 2010 г.

быстро определились с направлением, заданным государством в вопросах вхождения в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации и несения государственной службы, ими проведена внутренняя реорганизация, и результат не замедлил себя показать. Первыми в Смоленской области вошли в государственный реестр и начали нести службу. Мы доказали сами себе, что можем решать поставленные задачи и при этом приносить пользу городу и району. 
     Сейчас работа Вяземских казаков, возглавляемая атаманом хутора Заболоцким Юрием Юрьевичем, осуществляется в нескольких основных направлениях: 

   Первое направление – планомерное обеспечение охраны общественного порядка, совместно с правоохранительными органами. Осуществляется эта деятельность на 

Охрана общественного порядка, казачья служба

Народная дружина Вяземского хутора патрулирует улицы

возмездной основе, благодаря личному участию Главы Администрации Вяземского района Демидовой Инны Васильевны, Главы Вяземского района  Хомайко Полины Викторовны, заместителю Главы Администрации Гуляеву Сергею Анатольевичу, конечно нельзя не упомянуть, что  первооткрывателем этого проекта был бывший мер города Вязьма Клименков Александр Константинович. Однако, половина всех выходов на охрану общественного порядка происходит на безвозмездной основе. Весь процесс несения службы контролируется и направляется заместителем атамана хутора по государственной и иной службе хорунжим Ефимовым Николаем Михайловичем. Заработанные средства расходуются на выполнение уставной деятельности хутора. 

Охрана общественного порядка, народная дружина Вяземского района

Перед выходом на дежурство в отделении полиции

Станица Вяземская, Смоленский казачий институт

Казаки Вяземского хутора в Смоленском казачьем институте

Второе направление – работа с подростками и детьми. Здесь надо отдать должное человеку незаурядному и активному - Лёшиной Александре Викторовне директору Смоленского областного казачьего института промышленных технологий и бизнеса. Благодаря её непосредственному участию, не только созданыпроекты, но и осуществляется их практическая реализация. В рамках этих проектов осуществляется процесс непрерывного казачьего образования от детского сада до окончания высшего учебного заведения. В институте открыта кафедра истории казачества, руководит ею профессор Дмитрий Евгеньевич Комаров, благодаря которому все студенты института изучают историю и традиции казачества, так как в основном им разработана и внедрена вся методическая литература. Целью работы с молодёжью является духовно-нравственная составляющая, патриотическое воспитание и, благодаря военно-прикладным видам спорта, подготовка к службе в вооружённых силах Российской Федерации. От хутора это

направление ведёт хорунжий Кокоев Александр Александрович, который является душой направления работы с молодёжью. Именно благодаря ему, кадетская группа при хуторе за 3 года увеличила свой состав в 3 раза. А в 4 средней школе кадетский класс безмерно любит своего наставника войскового старшину Клименкова Александра Константиновича. Наверное, не все кадеты останутся в казачьей организации и продолжат начатое старшими товарищами дело,  с уверенностью могу только сказать, что все они вырастут достойными гражданами своей страны.

     Третье направление – Православная Вера. Человек так устроен, что обращается к Богу только в трудные для него времена. Казачество исторически выживало в тяжелейших условиях, и поэтому казаки одними из первых приняли христианство на Руси. Издревле 

Вяземское казачество, патриотизм, работа с молодёжью

Казаки и кадеты Вяземского хутора в храме

идёт, что Православный солдат, сразив врага, проявляет к нему милосердие и уважение, и оставляет суд над врагом высшему судье - Божьему. Поэтому издревле казачество и Православная Вера идут неразлучно. У казаков принято говорить, что казак без Веры не казак.  Древними казаками разработана целая Православно-боевая система «Казачий спас». Это комплекс аккумулированных знаний и умений, которым может овладеть только глубоко верующий, физически и духовно крепкий человек. Эта боевая система помогала не только защищать себя, а исцелять и быстро ставить на ноги раненых. Таких казаков называли «характерниками». К сожалению, сейчас эта система почти утеряна и только редкие энтузиасты пытаются её возродить.

   После своего возрождения Вяземское казачество тесно взаимодействует с православными священниками. С самого начала взаимодействовал со станичниками отец Николай, затем тесно работали с отцом Валерием. Сейчас хутор ведёт отец Владимир и казаков Смоленского отдела курирует отец Даниил и отец Геннадий. Обо всех выше названных

История Вяземского казачества, церковь и казачество

Вяземский благочинный протоиерей Валерий на объединительном Круге Вяземского казачества 2011 г.

священниках скажу, что это досточтимые и уважаемые нами священники. Не могу сказать, что всех Вяземских казаков можно назвать истинными Православными людьми, но вопросы Православного воспитания казаков и кадетов всегда у нас находятся на первых местах. Полностью решён вопрос нахождения в организации только крещёных членов. Решён вопрос с крещением детей в казачьих семьях. Медленно, но уверенно происходит поворот в вопросах венчания супружеских казачьих пар. В целом решены вопросы посещения литургий, исповедования и причастия. Однако в вопросах соблюдения других церковных обрядов и таинств работа организована на низком уровне, в частности в вопросах соблюдения постов, занятия с кадетами по вопросам Православного воспитания. Тут необходима действенная помощь от наших священников и планомерная работа каждого.

Традиции казачества, Вяземский хутор

Венчание Кошевого атамана 2016 г.

    Четвёртое направление – казачье братство и соблюдение казачьих традиций. Внутри организации каждый казак и кадет могут рассчитывать на помощь от всех членов. При условии, что сам он не гнушается оказывать помощь другим казакам. В какую бы сложную жизненную ситуацию не попадали члены нашей организации, они знают, что им будет оказана максимально возможная помощь. На высшем форуме хутора – казачьем Круге для таких целей оговариваются средства и закладываются другие возможности организации. В целях соблюдения казачьих традиций в хуторе действует целая система поддержания и пропаганды этих традиций. Но самая лучшая пропаганда личный пример родовых казаков и стариков организации.

   Пятое направление - «Никто не забыт и ни что не забыто». Вяземские казаки целенаправленно и безвозмездно поддерживают ряд воинских захоронений и исторических мест, связанных с Великой Отечественной войной. Как только наступают приемлемые

Вяземские казаки, патриотизм, памятники ВОВ

Атаман Вяземского хутора возлагает цветы на братской могиле солдат, погибших в ВОВ

погодные условия, мы организуем комплекс работ по поддержанию в эстетическом состоянии ряда воинских захоронений и исторических мест. Конечно, в хуторе ведётся работа по увековечиванию памяти погибших и умерших родственников, не только участников войн и конфликтов, но и просто членов семей казаков. Руководством хутора заведена «Книга памяти», куда навечно заносятся ушедшие от нас члены организации.
      Шестое направление – вневойсковая подготовка членов хутора и подготовка призывников для службы в вооруженных силах Российской федерации. Для этих целей существует действующая в течение года программа подготовки, венцом которой становиться летние полевые сборы и аттестация каждого казака и кадета. Организован строгий воинский учёт всех членов организации. Выполняются приказы войска и отдела  в вопросах отправки призывников для прохождения службы в кантемировскую дивизию.

Военная служба казаков, Кантемировская дивизия, Казачество в Вязьме

Казаки Вяземского хутора в Кантемировской дивизии, приехавшие на присягу казака

      В дальнейшей работе хутор видит решение экономических вопросов, исключительно для выполнения основных уставных целей. По вопросам перспективы развития хутора приведу пример слова одного героя одного из Советских фильмов, чуть - чуть изменив: «… а приезжайте-ка к нам лет, эдак через25». 

     В главном вижу несение Вяземскими казаками государственной службы в сферах обеспечения охраны общественного порядка, охраны важных объектов. Думаю, есть перспективы получить государственную службу, заключив договора с Министерством обороны в вопросах организации вневойсковой подготовки резервистов. Конечно, должны быть решены вопросы несения государственной службы с Министерством по чрезвычайным ситуациям, в вопросах гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Возможно, повернутся лицом для 

церковь и казачество, Вяземское казачество, Смоленский казачий институт

Молебен перед конференцией Соработничество церкви и казачества

заключения контрактов государственным структурам по природоохранной деятельности. Но это всё станет возможным лишь в случае пересмотра законодательной базы Российского государства в отношении несения государственной службы Российским казачеством. В более ранней перспективе возможно налаживания тесных отношений для заключения государственной службы с субъектом. Очень надеюсь, и для этого есть все условия, расширения договорной  деятельности с местными органами власти. Конечно, Вяземские казаки планируют участвовать в получении грандов различных уровней, для осуществления своей деятельности. Если изменятся условия, и станут менее затратными другие, разрешенные нам законодательными актами сферы деятельности, мы примем самое живое участие. Если удаться успешно решить экономическую составляющую, то деятельность хутора в вопросах вышеперечисленных пяти основных направлений деятельности будет решаться более успешно и качественно.  Конечно, будем решать и организационные вопросы развития Вяземского казачества.  Какие? Пусть это пока останется тайной. Не хотим прослыть хвастунами и людьми, не осуществляющими задуманное.
       Храни вас Господь.