РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ КАЗАЧКИ В СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИЙ И СЕМЕЙНОГО УКЛАДА ЖИЗНИ КАЗАКОВ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.

 «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1,27). «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2,18).

    Настоящий доклад родился в связи с войной против семьи. Поскольку война идёт в основном в информационном поле, то очень важно противопоставить пропаганде контрпропаганду. Однако, хотя война ведётся в поле нематериальном, потери мы несём вполне ощутимые – миллионы убитых и раненных. Раненные – это дети, оставшиеся сиротами, зачастую при живых родителях, наполнившие детские дома, это дети из неполных семей, дети, страдающие от недостатка внимания родителей. Убитые – загубленные ещё во чреве матери младенцы (так называемые, аборты). На Смоленщине в 2013 году было убито более 6000 младенцев (5). Не говоря уже об искалеченных душах взрослых людей, не способных создавать семью. С 2005 года динамика соотношения браков и разводов в Смоленской области колеблется в районе 60%. В 2014 году в 

Смоленской области было заключено 7790 браков, а разводов зарегистрировано 5189, что составляет 67% от количества браков. В 2001 – 2002 годах это соотношение составляло 94% (6)!

      В настоящем докладе внимание уделено одной из сфер войны против семьи – нападение на женщину и мать. Казачество как сильная и самоорганизующаяся часть общества способно встать на защиту семьи, на защиту женщины и матери. Но и сами женщины, сами казачки отнюдь не беззащитны. Вспомним героическую оборону Наурской станицы, когда казачки со стариками и детьми сумели отбить нападение девятитысячного войска (см.:2, 131 – 134). Вот и теперь настала пора казачкам встать на защиту своих семей.

   В настоящем докладе проанализированы основные линии пропагандистской борьбы против семьи и женщины. Исследована роль женщины казачки в исторической перспективе в сохранении традиций, уклада жизни казаков, в воспитании детей и в связи с этим возможности женщины в возрождении традиционной культуры семейной жизни в современных казачьих семьях.

   Итак, рассмотрим кратко некоторые проблемы современности, основные направления нападения на семью.
       1.    Эмансипация и «феминизация» женщины.
     Обществу внушается, что женщины и мужчины равны. Карьера женщины, а не семья, ставится на первое место. Нападки на материнство. Женщины не хотят рожать детей, так как 

они мешают их «развитию». Многодетностью пугают: будешь некрасивая, ограниченная, замученная «свиноматка». Пугают словом «домострой». Мужчина не признаётся главой семьи, пропагандируется «равноправие» в семье, а ещё лучше, если женщина станет главой семьи сама.

       2.    Развращение женщины.
Ещё древние святые отцы говорили, что если женщина потеряет стыд, то никто не спасётся. Сегодня повсюду пропагандируется разврат. Одежда, косметика, стиль поведения – всё направлено на привлечение мужчин со вполне определённой целью. Женщина может не осознавать этого, но мужчины читают эти знаки вполне определённо. Девство высмеивается, пропагандируется сожительство через замену его термином «гражданский брак».

3.    Продвижение «ювенальных технологий».
    Стремление поставить ребёнка и его прихоти как бы главой семьи, устранить родителей от воспитания детей с целью вырастить безнравственное, легко управляемое поколение.

   Теперь рассмотрим, какими были казачки и как они строили взаимоотношения в семье. Казачки на протяжении веков сильно отличались от русских жён и по характеру, и по своему социальному положению, по свободе действий, - вот почему образ казачки так удачен для противопоставления современной разрушительной пропаганде.

  «Военная жизнь казаков выработала и особый тип женщины-казачки. Сильной, мужественной, неустанной труженицы, смело принимающей все труды мужчин» (1, 38). 

Действительно, казачкам приходилось брать на себя и женские, и мужские обязанности, поскольку мужья их большую часть времени были на службе. Сегодня ситуация похожа: наши мужья кто на службе, кто на работе проводит большую часть времени. Дом и хозяйство в руках женщин.

      «Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом.  И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать… Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали» (3, 341).

     Казачка была женщиной свободной, жившей в обществе, не знавшем рабства, крепостных и господ (1, 38). «Обычай не разрешал казачке идти в услужение к богачу. Прислужницами могли быть только пленницы» (4, 184). Именно потому, что работали на себя, казачки всегда всё делали аккуратно, наилучшим образом. О чрезвычайной чистоте казачьих куреней упоминают многие авторы. Но и мужскую работу 

казачки делали хорошо: они сами пахали, сеяли, убирали и молотили, сажали сады.
      И снова подчеркнём: «Несмотря на старинное казачье присловье «женщину и коня всегда держат в поводу», казачки по сравнению с женщинами других народов пользовались большей свободой» (1, 39). Шамбаров пишет: «По обычаям, казачка пользовалась таким уважением и почтением, что в наделении её дополнительно ещё и мужскими правами не нуждалась. И наоборот, казак и даже станичный атаман не имел права вмешиваться в женские дела» (3, 345). Хотя казачка не участвовала в кругах и не имела права голоса, её права представлял муж или отец, или брат, а одинокая женщина могла выбрать ходатаем любого казака. И это свободное положение повлияло на характер и организованность казачек.
      Но казачка как истинная помощница мужу помогала ему не только в мирной жизни, но и на войне. 

Об этом свидетельствуют нередкие упоминания об участии казачек в боевых действиях (оборона станиц Наурской, Куркиной, участие в Азовском сидении, казачка-воин Прасковья Куркина, выдавшая себя за мужчину и вступившая в полк Балабина). При нападении врагов казачки умели встать на защиту своих куреней. «Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал, сама казачка становилась защитницей… Казачки в плен не сдавались, сражались до конца» (3, 341). «Воспитанные в героических преданиях родной земли…, казачки проявили себя бескомпромиссными патриотками» (4, 184), - пишут авторы «Энциклопедии казачества» о казачках времён революции, не принявших в большинстве своём большевистского режима.

    Таковы были казачки. Теперь перейдём к основному: каково значение казачки в семье, какова её роль в сохранении традиций.

     Авторы «Энциклопедии казачества» пишут: «Всем известно также, какое большое значение имела женщина в казачьей семье как мать и хозяйка, как она умела посвятить себя семейной жизни и воспитать в подрастающем поколении любовь к родной земле, чувство национальной гордости и кровной близости к единоплеменникам, чувство собственного достоинства наряду с уважением к человеческой личности и к старшим» (4, 184). И ещё: «Казаки и на наших глазах упорно берегли своё племенное лицо и больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев… Казачки гордились своим происхождением» (4, 183).

       И отец, и мать пользовались уважением детей. «С детских лет девочек готовили к семейной жизни, внушали им, что они будут главой дома и на них будут держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи (выделено нами). Поэтому и звалась она гордой казачкой, что велик был груз ответственности за всё казачество, лежавший на её плечах и носимый ею с достоинством» (1, 41).

      Сложно недооценить роль казачки в воспитании нового поколения и в хранении традиций. Именно женская психика более способна к этому, женщина более консервативна, стремится к соблюдению правил. В современных условиях нам необходимо перенять, воспитать в себе характер истинных казачек и передать наши обычаи своим детям. На нашем поколении лежит ответственность за дальнейшую судьбу казачества. Сумеем ли мы воспитать своих детей казаками, любящими Бога и своё Отечество? Сумеем ли мы в себе и детях воспитать черты казаков: их самоотверженность, любовь к родной земле, богобоязненность? Во многом это зависит от жён.

       К сожалению, у нас, в местах нетрадиционного проживания казаков, чрезвычайно мало настоящих казачьих семей. Например, в ВРХКО «Хутор Вяземский», всего одна казачья 

семья, где и жена, и муж, являются членами казачьего общества. Это не было бы проблемой, если бы жёны были единодушны со своими мужьями, вступили ли они в общество, или нет. Я даже против несения женщинами мужской казачьей службы, особенно, если они замужем. У казачки своё служение. Но жёны казаков в подавляющем большинстве не принимают казачьих обычаев, а зачастую и препятствуют своим мужьям. Они согласны мириться с мужем-казаком, если он приносит деньги, работает в казачестве. Но для полноценного возрождения казачества недостаточно просто «работать казаком». Необходимо переменять образ жизни, становиться казаком. Здесь была бы велика роль жены-казачки.

     На современном этапе нам необходимо обратить внимание на казачью семью, привлекать к мероприятиям совместно жену и мужа, не разделять то, что неразделимо. Ведь и в Евангелии сказано: что Бог сочетал, того человек да не разлучит.

       Известно, что казачками становились не только от рождения. Когда казак женился на крестьянке или отбитой полонянке, она автоматически приобретала статус казачки. И тут женская община бралась за её воспитание: обучала традициям, «вживала» в свою среду» (4, 347). У нас нет или крайне малоприродных казачек, знающих традиции казаков. Поэтому нам необходимо изучать обычаи казаков по книгам, по возможности общаться с природными казаками, сохранившими казачий дух. Пока опыт женской общины в Вяземском хуторе не прижился. Но, возможно, если мы будем привлекать жён казаков к мероприятиям, то такая община сложится сама собой, свободно.
           Итак, перед нами, казачьими жёнами, стоят следующие задачи:
            1.    Изучить традиции казачества, обычаи и нравы казаков.
           2.    Воспитать своих детей православными христианами, любящими Бога, своё Отечество, свой род и семью, и готовыми встать на их защиту.
            3.    Помогать своим мужьям по заповеди Божией.

Список источников.
1.    Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков XVII – XX вв. – Ростов н/Д: НПК «Гефест», 2010 – 256 с.
2.    Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. – С. Петербург: «Петроградская станица», 2003. – 376 с.
3.    Шамбаров В.Е. Казачество: История вольной Руси. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. – 688 с.
4.    Энциклопедия казачества / Губарев Г.В. – М.: Вече, 2008. – 544с.
5.    В Смоленской области увеличилась рождаемость, и снизилось число абортов. Аргументы и факты. http://www.smol.aif.ru/society/healthcare/1150584 6.03.2015
6.    Браки и разводы Смоленской области. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области. http://sml.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sml/resources/b8f747804c57a4898df6ad052efb10e3/bir.htm 23.03.2015

 

Форум "Казачество России за веру, семью и Отечество" г. Вязьма 2015 г.

Матюхина Екатерина Анатольевна
г Вязьма, 2015 г.