Сотник Матюхина Е.А.

Казачьи семейные традиции как способ решения проблемы воспитания детей в современных условиях.

    Нет необходимости говорить о проблемах воспитания в современных условиях – они очевидны. В условиях массовой духовной атаки на нашу молодёжь они встают особенно остро. Нас намеренно и продуманно развращают через средства массовой информации, художественную литературу, кино, примеры старшего поколения… Нам прививается новое мировоззрение, свободного от родовых корней человека, а значит, свободного от духовности и, в конце концов, нравственности.

    Что же можно сделать в таких условиях? Только оглянуться назад и вновь обратиться к народной мудрости. Так сложилось, что казачество было  наиболее сильной и активной частью славянского этноса.

г. Взьма 2014 год

    Целью настоящего доклада является исследование казачьих традиций воспитания детей и приложение их к современности. Конечно же, полностью вернуться к истокам невозможно, и такой задачи мы не ставим.  Мы предлагаем взять то, что приложимо к современной жизни. В настоящем докладе особое внимание уделено воспитанию девочки-казачки, так как именно образ женщины-матери сейчас подвергается особой дискредитации. Стирание границ между ролями мужчины и женщины в семье, введение понятия «гендер» вместо понятия «пол», пропаганда феминизма ставит целью создание бесполых существ, не способных к воспитанию детей. Вот почему так важно именно сейчас говорить об особой роли женщины, о её особом достоинстве как жены и матери. Ярким примером такой женщины являются именно казачки, так как они, провожая мужей на войну, зачастую вели всё хозяйство, но при этом оставались женщинами и не брали на себя мужской роли.
  «Казаки жили семьями в укреплённых поселениях – «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был принцип рода, который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, достойные воспитание, жизнь и деяния настоящих поколений ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода»(1).

Казачья семья

     У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца и матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных заботились заранее. Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста). Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Однако в современных условиях мы считаем основными факторами следующие: и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы); а также разделять взгляды родителей на воспитание ребёнка.

Крещение казачки

    «Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.
      Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи»(2).
     Огромное значение имело таинство Крещения. Ребёнка старались окрестить как можно скорее, буквально в первый или второй день после рождения, так как считалось, что дети, умершие некрещёными не явятся на Страшный Суд. Крестили ребёнка в храме, при совершении обряда должны били присутствовать крёстные отец и мать, а также бабушка-повитуха, принимавшая роды. Кровные же родители не допускались.
      Имя ребёнку давали по святцам, часто не сами родители, а священник.
    «Крещение отмечалось торжественным крестинным обедом, куда приглашались ближайшие родственники. Бабушка-повитуха готовила кашу из риса и кишмиша. Угощала этой кашей гостей, последние клали ей деньги на поднос. Это была своеобразная плата за помощь при родах»(3).

   После рождения ребёнка вокруг него создавалась атмосфера добра. Это не означало потакания и изнеженности. Ровное и доброе отношение к ребёнку не противоречило требовательности и строгости. «Казаки старались не бить детей. И если наказывали, то ставили в угол на соль или горох. Физическое наказание могло воспитать труса, а казак должен быть храбрым и смелым воином»(4). Детей никогда не ругали непотребными словами, чтобы не прививать привычки к этому.
    Ребёнка не торопились распеленывать. Он должен был сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».
    В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации.

     В воспитании девочек-казачек сформировались определенные традиции.

   «От самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, развивая в ней женственность, хозяйственность, терпение, отзывчивость. С малолетства казачке внушалось: самое главное в жизни – 

Дочь казака-некрасовца

– спокойная душа и чистое сердце, а счастье – в крепкой семье и достатке»(5). 
     Для отца девочки варили кашу, которую солили, перчили, горчили и давали съесть отцу, дабы его дочери меньше горького досталось в жизни. И если он желал этого своей дочери, то всё должен был съесть до единой ложки. Когда девочка начинала ходить, праздновали «первый шаг», дарили ленточки «на первый бантик», гребёнку «на косочку», платочек в церковь ходить.
     Девочки начинали работать с раннего детства. Нянчить младших братьев и сестёр – была их особая работа. С малых лет бабушка или мать брала девочку с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, окаймление рубашек и кофт, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки. Особенно они славились кулинарным талантом приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. Из поколения в поколение передавалось казачке от матери и бабушки кулинарные секреты каждой семьи.

     Работа не исключала радости и веселья: девочки пели и плясали. Специально их этому не учили – это была их жизнь.

Девочка - казачка

    Когда девочка достигала зрелости – становилась девушкой, дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке, сопровождая свой подарок наставлениями, что внучка теперь не дитё, а барышня, и вести себя должна иначе: «на неё женихи смотрят».
  У казаков было свое представление о женской чести. Родители строго следили за взаимоотношением полов до брака. Если девушка до замужества вступила в половую связь с мужчиной, это считалось позором не только для ее семьи, но и для родственников. Девушкам разрешалось быть в обществе мужчин только на свадебных празднествах. Обычно они проводили время в домашнем одиночестве или в кругу подруг, играли в кремешки, в жмурки, в лапту, пели и плясали.

    В XIX веке девушки получили больше свободы и самостоятельности. Молодой казак, которому понравилась девушка, вместе с крёстным или с отцом приходил в дом будущей невесты «чайку попить». В момент знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорили ни слова. Парень, как бы 

Девушка - казачка

невзначай, клал на стол фуражку или папаху донышком вниз. Если девушка переворачивала головной убор донышком вверх, можно было свататься. Если фуражка отправлялась не вешалку, о сватовстве не могло быть и речи.
    О взаимоотношениях полов в казачьем обществе хорошо сказала Г. Астапенко: «В отношениях девушек и парней не существовало никакого патриархального педантизма, мол, если гуляешь с одной, то и гуляй до самой свадьбы. Вовсе нет. Знакомства и увлечения менялись. Молодые люди искали себе пару по душе и характеру. Но свобода и лёгкость новых знакомств, увлечений, не означала сексуальной свободы и легкомысленности поведения»(6).

    Таким образом девочку готовили к тяжёлым семейным обязанностям. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне, выполняя и мужскую работу. 
   Вера в Бога являлась главной ценностью, которую воспитывали с детства в ребенке. Христианская мораль не позволяла совершать «дурные» дела. Народная педагогика осуждала 7 смертных грехов человека, о которых знал каждый ребенок в казачьей семье: леность, гордыня, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие. «Мы тоже стараемся ограничить своих детей от дурного»,- скажут многие. Но одно дело, когда мы внушаем это ребенку, и совсем другое дело, когда он сам будет убежден, что этого делать нельзя!

    Подводя итог, хочется сказать следующее: как известно, процесс воспитания, это, в первую очередь, пример родителей и других «значимых взрослых». Воспитывая ребёнка, мы, прежде всего, воспитываем себя. В казачьих семьях традиции от старшего поколения младшему передавались сами собой, без всякого

нажима и давления со стороны взрослых. В Центральном регионе, где мы оторваны от корней, где большинство казаков являются «приписными», нам необходимо изучение традиций наших предков и применение их сначала в своей семье, а потом уже, возможно, и в воспитании молодёжи (кадетов, школьников, детей-сирот).
    Казачьи традиции – это традиции древней Руси, общеславянские традиции. Они необходимы не только казакам, но и всему российскому обществу. Народные обычаи отмечают важные этапы в жизни ребёнка: рождение, первые шаги, взросление. Они помогают ребёнку адаптироваться к своему новому состоянию, легче войти в новый этап жизни.

  

  1.   Боярченков А.В. Казачья культура в воспитании молодёжи. http://veshki-bazar.ru/docs/tradition/kazachya-kultura-v-vospitanii-molodyozhi. 15.05.2014
  2.   Никитин В.Ф. Традиции казачества. http://kazak-center.ru/publ/1/1/69-1-0-289. 15.05.2014
  3.   Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв.. – Ростов н/Д: НПК «Гефест», 2010. – с. 47 – 48.
  4.   Там же. – с. 46
  5.   Там же. – с.54
  6.   Там же – с. 56