Казачьи семейные традиции как способ решения проблемы воспитания детей в современных условиях.

Матюхин Сергей Витальевич
младший вахмистр

   Воспитание личности с детских лет играет важную роль в становлении и развитии народа  и государства. В конце XX века российское общество претерпело так называемую ломку сознания. Опыт последних лет показал, что в условиях свободы и рыночной экономики мы не можем рассчитывать на успех в воспитании подрастающего поколения, полагаясь только на детский сад или школу. Нынешнее общество влияет на личность и семью далеко не с лучшей стороны. Капитализм развивает в детях эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Условия жизни зачастую ставят родителей перед выбором: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь.

   Изменились и моральные устои общества. Борьба с религией после Октябрьской революции 1917 года, крушение советской идеологии после развала СССР привели на современном этапе к нравственной анархии. При этом СМИ активно пропагандируют насилие, порнографию, жестокость. Древние традиции воспитания в семье забыты, а взамен них с Запада приходит «гуманистическая» идеология, сводящая роль родителей до молчаливых исполнителей прихотей ребёнка.
   Огромный процент разводов, брошенные родителями дети, стремительный рост количества умственно отсталых детей, культ эгоизма, половой разнузданности и жестокости – вот плоды такой идеологии.
   Исторически сложилось так, что казачество было  наиболее сильной и активной частью русского народа. Первопроходцы и последние защитники земли, населения и традиций Руси. Казачество сумело сохранить вековые традиции и уклад жизни вплоть до революции. 
   Целью настоящего доклада является исследование казачьих традиций воспитания детей и приложение их к современности. Конечно же, полностью вернуться к истокам невозможно, и такой задачи я не ставил.  Я предлагаю взять то, что приложимо к современной жизни.

   Казаки жили семьями в укреплённых поселениях – «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был принцип Рода, который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее. Общество делилось на возрастные группы - «партии» или «беседы»: Старики, женатые Казаки, холостые Казаки, Казаки-малолетки (не служившие или не участвовавшие в боевых действиях), Казачата-подростки и совсем маленькие Казачата. Выше всего в этой иерархической лестнице стояли Старики с их мудростью, знаниями, опытом, традициями и заветами предков. Каждая «беседа» шефствовала и отвечала за младшие. В каждой были наиболее достойные казаки, которые занимались воспитанием, обучением и досугом младшей «беседы». Таким образом, обеспечивалась преемственность 

поколений, что способствовало передаче мировоззрения, традиций, профессиональных знаний и навыков потомкам наиболее полно и с учётом личного опыта. 
   У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца и матери, были крёстный отец и крёстная мать, о выборе которых заботились заранее. Это не должны были быть родственники. Крёстного подбирал отец, а крёстную – мать. Оба они должны были быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника.
   Если в семье рождался казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из него воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке. Если же рождалась девочка, то основную роль выполняла крёстная, формируя из неё женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный же формировал отношение к казаку как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.
    Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система строилась на родовых и товарищеских принципах. Процесс воспитания казака развивался по спирали. Каждый виток в ней – замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период. Следующий круг начинался с того же, но на новом качественном уровне, каждый из которых включал  физическое, интеллектуальное и духовное развитие. В зависимости от возраста одна из этих категорий была главенствующей, а остальные – сопутствующими.

   После рождения ребёнка не торопились распеленывать. Он должен был сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. 
   На протяжении всего времени обучения-воспитания казака проводились испытания – тесты. Казачонка ставили в определённые условия, смотрели на реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и затем начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.

    Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию и впервые сажали на коня.
   До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня, и воспитание шло как от женской части семьи, так и от мужской. В его основе лежала наглядность и личный пример старших.

    Большую роль в воспитании играли сказки, песни, пословицы и поговорки; станичные праздники, состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании. Всё это формирует в ребёнке причастность именно к этой группе людей.
    В возрасте от 8 до 12 лет физическое развитие было основным. Главная роль здесь принадлежала крёстному, который обучал мальца казачьей науке. Кровный отец был руководителем этого процесса. Крёстный и кровный отцы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына, крёстный же – излишне суров.

    С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям; девочек – к работам по дому и огороду. 

    С раннего детства существовала половая дифференциация: мальчик – будущий хозяин дома и защитник, воин; девочка – хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к труду, давая этим понять, что труд – это главная обязанность каждого члена семьи.
     Особое внимание уделялось формированию качеств будущего защитника Отечества. С ранних лет маленьких казачат готовили к испытаниям и борьбе с опасностью. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые велись под руководством взрослых. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью.
  Поведение детей и подростков строго контролировалось взрослыми. Так, например, за сквернословие и кражу пороли. Результат такого воспитания чаще всего был положительным.
     С 12 до 16 лет – ещё один цикл в воспитании казака. Казачонка начинали водить на круг и другие общественно значимые мероприятия. В 16 лет по готовности казака ждало более серьёзное испытание – в основном это была охота на зверя (волка, кабана и пр.).

   В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные традиции. С малых лет бабушка или мать брала девочку с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, окаймление рубашек и кофт, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки. Особенно они славились кулинарным талантом приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. Из поколения в поколение передавалось казачке от матери и бабушки кулинарные секреты каждой семьи.

   У казаков было свое представление о женской чести. Родители строго следили за взаимоотношением полов до брака. Если девушка до замужества вступила в половую связь с мужчиной, это считалось 

позором не только для ее семьи, но и для родственников.
   Так девочку готовили к тяжёлым семейным обязанностям. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне, выполняя и мужскую работу. 
   Вера в Бога являлась главной ценностью, которую воспитывали с детства в ребенке. Христианская мораль не позволяла совершать «дурные» дела. Народная педагогика осуждала 7 смертных грехов человека, о которых знал каждый ребенок в казачьей семье: леность, гордыня, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие. «Мы тоже стараемся ограничить своих детей от дурного»,- скажут многие. Но одно дело, когда мы внушаем это ребенку, и совсем другое дело, когда он сам будет убежден, что этого делать нельзя!
   А теперь рассмотрим как лучшие традиции древнего казачества применить в современном российском обществе. Можно выделить следующие перспективные направления, столь необходимые для подлинного возрождения казачества, воспитания у молодежи чувств патриотизма и гражданственности.
     1. Обновление содержания гуманитарного образования в школе и вузах: переориентации его на воспитание патриотического сознания россиян, любви к Родине, гражданственности, с учетом социально-экономических и этнокультурных особенностей регионов России.
     2. Обогащение содержания и методов воспитательной деятельности проводить на основе традиционных мировоззренческих, духовно-нравственных ценностей казачества: патриотизме, православии и гражданственности.
     3. Воспитывать у подрастающего поколения толерантное отношение к культурным ценностям других народов путем введения в гуманитарные учебные курсы образовательных учреждений разделов о традиционной духовной культуре как народов России, так и казачества, как наиболее яркого представителя культуры межнационального общения.
   4. Определять личностное отношение к любой идеологии, религии и культуре, основываясь на чувстве национального самосознания молодежи, в контексте российской гражданственности. Воспитывать у представителей нового поколения россиян веротерпимость и чувство уважения к согражданам нашей страны.
  5. С учетом национальной доктрины безопасности России, для воспитания у подрастающего поколения чувств гражданственности и патриотизма, ввести в содержание учебного плана по физическому воспитанию и ОБЖ адаптированную к современным условиям учебно-воспитательную систему дореволюционного казачества.
    6. Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи осуществлять в процессе возрождающейся практики юнармейского движения (детских и юношеских военных сборов и игр). Ввести обучение основам военного дела в учебный план общеобразовательной школы. Способствовать развитию детских и юношеских самодеятельных объединений военно-спортивного направления.
     Хочется вспомнить народную мудрость казачества: «Где вера - там и Родина», «Где Бог – там и правда». Всегда надо начинать воспитание с души ребенка, и учить свое чадо главным Божьим заповедям: «Возлюби ближнего своего, не убей, не лги, не укради, не завидуй». Обществу настала пора поднять Семью, ее ценности на самый высокий пьедестал. Это необходимо для того, чтобы ребенок вырастал Человеком и гражданином, а не привел свою нацию к трагедии, о которой так хорошо сказал в своем стихотворении иеромонах Роман:

Без Бога нация – толпа, объединенная пороком…
Или слепа, или глуха, иль, что еще страшней, жестока!
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголящий высоким слогом.
Толпа останется толпой, 
Пока не обратится к Богу.

© Матюхин С.В. V Межрегиональная научно-практическая конференция «Казачество от Бородино до наших дней», посвящённая 200-летию Бородинской битвы. ФГБОУ ВПО "МГУТУ им. К.Г. Разумовского" в г. Можайске Московской обл. Г. Можайск 2012 г. С. 39