и верна. Челобитчики (просители) выходили из Круга всегда удовлетворенными. Нужно заметить, что никто не осмеливался беспокоить это высшее народное учреждение пустыми просьбами или корыстными тяжбами. В Кругу искали только правды и находили ее. Дела решались, на основании старого казачьего народного права, по большинству голосов. В основание своих решений Круг всегда полагал одну из евангельских заповедей, этой, по верованиям и убеждениям казаков, безусловной истине, вполне применимой к их своеобразному военному быту. Так, например, в войсковой грамоте 1687 года говорится:

      «…и били челом великому государю и нам, всему Великому Войску Донскому, в Кругу вы, атаманы молодцы… а в челобитье своем сказали, чтоб нам, Войску Донскому, правд ваших (свидетелей) допросить… И мы, атаманы-молодцы, правд в Кругу допрашивали по евангельской заповеди Господней… И мы, атаманы-молодцы, приговорили всем Войском… »

   Челобитья по большей части были словесные. Не редки были примеры, что какой-либо из 
городков по своим местным вопросам не подчинялся решению Круга, а действовал на свой риск и страх, например, захватывал владения другого городка, предпринимал походы против неприятеля, принимал в свою среду беглых и проч., тогда Войско в тот городок слало грамоту с упреком в ослушании (воровстве) и грозило наказанием. Ослушные городки в таких случаях, большею частью, приносили повинные и дело кончалось миром. При упорстве на ослушный городок или на отдельных лиц (воров) налагалась войсковая пеня, состоявшая в том, что они лишались расправы в Войске; или: «и на том ослушнике ваша войсковая пеня: век бить и грабить и суда ему в Войске не будет», т. е. он не мог уже иметь защиты в Войсковом Кругу и ему поневоле приходилось бежать с Дону или приносить повинную.
   В Войсковом Кругу решались дела, только касающиеся всего Войска, как то: выборы войскового атамана, есаулов, войскового писаря или дьяка, духовенства войскового собора, прием в казаки иноверцев и беглых крестьян, объявлялись походы, делили добычу, принимали царских послов и царское жалованье, рассматривали дела по преступлениям против всего войска, против веры и др. Высшим наказанием, например, за измену, предательство и проч., была смертная казнь — «в куль да в воду». За другие преступления сажали в воду, били, забивали в колодки и т. п.
   Каждый городок управлялся своим кругом или сбором, во главе которого стояли избираемые на один год, как и войсковые, атаман и есаул. Тот и другой не играли никакой роли в управлении данной общины, а были лишь простыми исполнителями решений Круга. В станичных кругах решались все тяжебные дела между казаками, как то: личные оскорбления, обиды, захват чужой собственности, ослушание, несоблюдение постов и др. Недовольные решением станичного Круга могли перенести дело на суд Войска, хотя подобные случаи были редки. Дела по обидам в станицах большею частью решались миром. Старики заставляли обидчика идти к обиженному и просить у него прощения. Если же тот упрямился, то нередко сам атаман с стариками шли к нему, кланялись в ноги и склоняли на мир, прося не срамиться и не ездить в г. Черкаск на суд Войскового Круга, т. к. беспокоить это высокое учреждение местными кляузами и спорами считалось ниже казачьей чести и вызывало справедливые насмешки и нарекания соседних станиц. Кляузники не пользовались уважением среди казачества. Суд Войскового Круга в XVII веке считался последней инстанцией и ему обязаны были подчиняться все. Случаи неподчинения были очень редки и проявлялись не среди природных казаков, а случайного элемента, попавшего на Дон и принятого в казаки, как то: выкрестов из татар, турок и черкесов, беглых крестьян и друг. Такие нечистокровные казаки на Дону назывались «тумой».
   Войсковой Круг всегда собирался на открытой площади — майдане; все участники его, образовав из себя Круг, стояли на ногах, сняв шапки, в знак почтения к месту и важности дела. Войсковой атаман под бунчуками, сопутствуемый есаулами, держа в руке «насеку» (трость) с серебряным «набалдашником», а в важных военных случаях «пернач», выходил на средину Круга, снимал свою «трухменку» и кланялся на все стороны. В это время есаул «зычно», подняв свою трость, обыкновенно кричал: «Па-ай-помолчи, атаманы молодцы, атаман (или «наш войсковой») трухменку гнет!» Все стихало. Атаман делал доклад Кругу. Если вопрос касался избрания нового атамана, за окончанием годичного срока, то атаман клал на землю «трухменку» и на нее насеку, кланялся Кругу и благодарил за доверие. Вновь избранный атаман принимал насеку и благодарил за избрание. Каждый казак в Кругу имел свободный голос, равный со всеми. Войсковые Круги иногда были шумны и буйны; нередко дело доходило до сабель. Отходивший срок атаман становился в ряды казаков и никакими преимуществами не пользовался.

 

История (по Е. Савельеву).

   Казачьи войска с древнейших времен управлялись Войсковым Кругом, в котором принимали участие все казаки-воины, а таковыми они были от юношеских лет до глубокой старости, пока могли держать в руках оружие. Права участия в Круге не имели лишь казаки пенные, навлекшие на себя чем-либо немилость всего войска; но и эти последние иногда, в трудные минуты, также призывались в Круг и своим примерным поведением и военными подвигами могли заслужить себе прощение. Казаки были народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела в Кругу решали скоро и справедливо. По отношению своих провинившихся братьев оценка их была строга и

КАЗАЧИЙ КРУГ.

беспрекословно выполняется. До следующего Круга это решение не только не может быть отменено, но и не обсуждается на сходах или каких-либо других собраниях.

    Круг обязан прекратить работу, если встал со своего места член Совета стариков или священник. Это, как правило, происходит при несогласии поднявшегося с решениями Круга.  Есаулец выясняет причину и принимает решение.Священник на Круге имеет право совещательного голоса и вмешивается в работу, только при нарушении участниками православной или нравственной морали.
    Старики следят за соблюдением казачьих традиций, имеют право «Вето» на решения Круга или атамана.
     В конце Круга зачитывается протокол, и атаман ещё раз спрашивает казаков, так ли всё записано.      Протокол Круга подписывает есаулец, писарь, атаман.
     Круг заканчивается молитвой по команде есаульца.
     По окончанию Круга выносится Знамя.

    Есаулец совместно с атаманом устанавливает регламент работы, утверждённый Кругом. Есаулец следит за порядком выступлений.

    Каждый выступающий на Круге выходит на отведённое для выступлений место, снимает головной убор, отвешивает поклон аналою и сидящему под ним священнику(ам), старикам, атаману и всему собранию. Головной убор надевает, закончив выступление. Если головной убор не надет, выступление не окончено. Если выступающий нарушил регламент или говорит не по существу дела, есаулец обязан вплоть до применения нагайки прервать выступление словами: «Кройсь!» и вывести выступающего из Круга.
    Во время принятия решений перед голосованием по каждому вопросу атаман обязан спрашивать казаков: «Так ли господа старики? Так ли, честное казачество?».После голосования писарь зачитывает решение,а атаман уточняет: «Так и запишем?». В случае утвердительного ответа решение имеет силу закона и

    Есаулец вызывает атамана. Казаки встают и приветствуют его троекратным возгласом: «Слава атаману!», но головных уборов не снимают. Остаётся сидеть только священник. Крестясь на аналой, атаман первым здоровается со священниками. Приветсвует поклоном совет стариков, затем казаков. Приглашает занять свои места членов правления и писаря.

     Кандидатуру писаря предлагает атаман и утверждает Круг. Писарь ведёт протокол Круга.
    Есаулец делает атаману доклад о присутствующих на Круге. Атаман спрашивает у стариков о правомочности Круга: «Так ли, господа старики?» и у казаков: «Так ли, честное казачество?». Если ответ утвердительный, атаман командует: «Внести знамя!». Возможно при этом исполнение гимна. Во время вноса знамени все казаки стоят, приветствуя знамя, приложив руку к головному убору.
    По команде есаульца: «На молитву встать, головные уборы долой!» казаки встают, снимают головные уборы. Священник читает молитву. После молитвы Круг начинает свою работу.

 

может и применить.

    Есаулец предлагает кандидатуры приставов, и Круг утверждает их. Задача приставов следить за очерёдностью выступающих, порядком на Круге, не допускать посторонних, устанавливать тишину, при голосовании вести подсчёт голосов. У приставов также должны быть нагайки, которые они также имеют право применять при нарушении порядка на Круге.

    Есаулец начинает Круг словами: «Именем Господа нашего и Спаса Иисуса Христа». Коротко напоминает о традициях проведения Круга. Приставы подсчитывают, сколько казаков присутствует, и есаулец определяет кворум. Есаулец объявляет: «Господа старики, покорнейше прошу занять почётные места». Затем вызывает священника: «Батюшка, прошу Вас занять место под аналоем».

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КРУГА

    Перед проведением Круга казаки посещают службу, где исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. На Круге казаки занимают места в строго определённом порядке. Впереди рассаживаются женатые казаки. За ними – не женатые казаки, имеющие право голоса. Далее занимают места жёны, невесты и сёстры пришедшие вместе с казаками. Далее – кадеты и приглашённые. В головных уборах сидят только казаки, имеющие право голоса и женщины. Приглашённые сидят с непокрытыми головами и не имеют права голоса.

    Начальник штаба проводит выборы есаульца для проведения Круга и поддержания в нём порядка. Обычно есаульца выбирают из числа наиболее опытных и уважаемых казаков, хорошо знающих традиции. В руках у него – нагайка – символ власти на Круге, которую в случае необходимости он 

честные казаки, люб ли вам атаман такой-то?». Проходит кандидат, набравший хотя бы на один голос больше всех.

   По казачьей традиции считается, что атаман в момент принятия присяги приобретает особую силу. Будущего атамана ведут к присяге два пристава, держа его за руки. По традиции  нельзя касаться голой рукою голой руки  или щеки атамана, так как считалось, что так он может потерять свою силу. Поэтому один пристав держит атамана за левый рукав выше локтя, левая рука атамана лежит на укрытом обшлагом запястье левой руки пристава. Второй пристав держит атамана за правый рукав выше локтя, правая рука атамана лежит на укрытом обшлагом запястье правой руки пристава. Фигура, таким образом, напоминает крест.

АТАМАН

ПОРЯДОК ВЫБОРОВ АТАМАНА.

  Выборы атамана происходят на Круге открытым голосованием. Все определённые кандидаты сняв шапку, садятся рядом со священником. Голосование проводится по каждой кандидатуре в отдельности. Кандидат перед голосованием за него выходит на середину круга, кланяется кресту, священнику, старикам и станице. Зачитывает свою программу. Есаулец спрашивает: «Господа 

   Приставы снимают с атамана мундир, расстегивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест, который  есаулец показывает казакам со словами «православный!». Казаки кричат: «Любо» и встают. В установившейся тишине атаман, стоя лицом к станице, произносит: «На Христовом Животворящем Кристе, на Священном писании присягаю:

Служить верно, не щадя головы
И живота своего. Беречь казачью честь.
Приумножать достояние станицы.
Беречь казаков!
Я- ваш отец. Вы- мои дети!»

   После этого отвешивается поклон станице, затем ведомый приставами, подходит к старикам, кланяется в пояс. Старики и станичники кланяются в ответ на поклоны атамана.
   Затем приставы подводят атамана к священнику, атаман целует Крест и лежащее на аналое Евангелие. Атаман, ведомый приставами, выходит на середину круга. Старейшина трижды сечёт его нагайкой по спине.

    Далее его одевают в атаманскую одежду, перепоясывают через правое плечо шашкой, через левое полотенцем «символы военной и хозяйственной деятельности». Перекрещенные перевязи  означают защиту правления атамана Христом. Атаману вручается пернач или булава как символ военной власти. Вручает её более старший атаман по чину или по возрасту. Принимая пернач нужно трижды  поцеловаться с вручающим.

   Старики подносят атаману посох или насеку с металлическим навершием, на котором вырезаются имена всех атаманов владевших им как символ гражданской власти. 

   Атаман берёт в правую руку пернач, в левую насеку, есаулец возлагает ему на голову шапку и командует: «Перед атаманом шапки долой». Все кроме атамана рангом выше снимают шапки. Этот момент считается присягой Круга  атаману и полное подчинение. Атаманы ниже рангом присягают вновь избранному атаману. После этого по Закону, все присутствующие казаки на Круге подходят к Кресту и Евангелию и целуют их.

История.

Старики - это традиции, положительный опыт, веское слово, когда нужен авторитет старшего поколения и мудрость.

   Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.
   Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, “писанными”, казачьими законами. Так, в Положении “Об общественном управлении станиц казачьих войск, статья 556 гласила: “В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим”. Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: “Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам”.

    Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.
   Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших. В обычае говорилось: “Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят”. Без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке “смирно”, не строевых возрастов и без формы – сняв шапки.
    Кубанские старожилы вспоминают: “Видят тебя или нет сидящие или идущие старики – надо снять шапку или поклониться, поприветствовать”. Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только “на Вы”. По обычаю нельзя было окликать впереди идущего старшего, если требовалось что-то сказать, а следовательно догнать старшего и, поравнявшись, обращаться к нему. Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.
     В казачьих семьях, за столом, право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Бывало, что пожилой старик мог беспрепятственно наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же “всыпали горячих” по числу прожитых годов виновника. “Ученый” вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.
     Не следует полагать, что почитание старших в казачестве насаждалось только силовыми методами. Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.
      Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с вниманием к воспитанию детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой. Воспитание по пословице: “Казни сына от юности, да утешит тя в старости” давало казакам уверенность за свое будущее и сохранение устоев.

Порядок работы Совета стариков.

    Совет Стариков является хранителем и носителем культуры, обычаев, традиций, идеологии казачьего общества и их строгим исполнителем. Цель его деятельности – сохранение исторических традиций, укрепление казачьего самоуправления, обеспечение достижения уставных целей казачьих обществ, проведение воспитательной и военно-патриотической работы.
    Выборы Совета стариков производятся на Круге после выборов атамана или после окончания полномочий ранее действовавшего Совета стариков. Перед избранием нового состава, старый Председатель Совета стариков отчитывается о работе прежнего состава. Вновь избранный Совет стариков, по приглашению есаульца, занимает свои места слева от знамени, напротив аналоя.
    Совет стариков как независимая в принимаемых им решениях структура казачьего общества самостоятельно устанавливает свою внутреннюю организацию и порядок деятельности (регламент), распределяет обязанности между членами Совета стариков. Вне исполнения консультативных функций члены Совета стариков обязаны подчиняться атаману, членам атаманского правления и командирам, в состав подразделений которых они входят.
    Совет стариков обладает традиционным правом на заявление во время Круга. Совет стариков выражает своё несогласие с проектом  принимаемого решения традиционным способом – вставанием. Если старик встал, Круг замолкает. После голосования по любому вопросу на Круге Совет стариков может заявить о своём не согласии с проектом принимаемого решения и потребовать повторного его рассмотрения (наложить ВЕТО). При повторном разногласии в принимаемом решении между Советом стариков и Кругом решение остаётся за Кругом. В случае необходимости  решение может приняться после детального расследования или доработки вплоть до переноски его на следующий Круг.  Совет стариков обязан, подчинится решению Круга по данному вопросу.
    Совет стариков имеет право приостановить работу Круга в случае проявления неуважения к священникам, атаману, казакам, нарушения традиций проведения Круга, до наведения порядка. Атаманы и казаки, проявляющие неуважение к Совету стариков, обязаны принести извинения или покинуть Круг.

СОВЕТ СТАРИКОВ.

    Если казак совершает проступок, то Круг решает, где будет рассматриваться дело: прямо на Круге или передать его в Суд Чести казаков. Для офицеров существует Суд Чести офицеров.
    Казаки строго придерживались заветов Православной веры. Они боялись нарушить  заповедь: Не суди и да не судим будешь. Ибо каким судом вы судите, таким и вас судить будут. Поэтому по древнему обычаю накануне заседания по делу казаки шли в баню, а затем в Храм, где исповедовались и  причащались Святых Христовых Таин, чтобы Бог простил им возможное нарушение заповеди и помог в разрешении дела.

СУД ЧЕСТИ.

    Суд Чести ведёт свои корни от старинных казачьих традиций самоуправления. Круг казаков в древности имел полноту судебной власти. Позже, после присяги царю, судебные полномочия постепенно сократились, хотя он по-прежнему разрешал тяжбы между казаками.
    Суд Чести как таковой, по-видимому, был создан уже в XIX веке по образцу Судов Чести офицеров в армии Российской Империи.
     Суд Чести избирается Кругом. Его членами могут быть наиболее авторитетные казаки. На Круге избирается и Председатель Суда Чести. Избранный Суд Чести и Председателя благословляет священник
.

СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ:

Казачий Круг:История, Порядок проведения Круга.
Атаман:История. Порядок выборов атамана.
Совет Стариков:История. Порядок работы Совета стариков.
Суд чести.